В сатирической кинозарисовке про влюбленного хулигана великолепно разоблачается миф о народном просвещении и демонстрируется быт в крепостных общинах, где процветают деградация и криминал, характерные для закрытых военно-полицейских резерваций, в которых жители являются собственностью помещиков-монополистов. В начальных сценах хорошо показано, что собой представляют арабские деревни в казачьих округах, где парни с мужиками пьянствуют и дерутся, дети играют в тюремные игры, девки занимаются проституцией, а тяжелую физическую работу выполняют крестьянские бабы-одиночки.
Артисты хорошо высмеяли окультуривание персидско-еврейским дворянством окраинных пролетарских слоев, для которых допущенное образование не выходило за рамки монастырской грамоты, в пределах которой до старости люди оставались по умственному развитию глупыми детьми, которыми легко манипулировать. И сектантские школы мало отличались от трактиров по степени одурманивания масс социальной пропагандой иерархического строя с коллективными законами и конфликтными идеями. Что и видно по «учащимся», среди которых угрюмые дремучие старики и нетрезвые придурковатые юноши с варварскими бандитскими наклонностями, внимающие лицемерным революционным демократкам из чекистской охранки, имитирующим стремление развивать темных забитых продуктов царизма, в действительности умело провоцирующим в них доминирующие животные инстинкты..А те немногие, кто в таких условиях стремились к настоящим званиям или старались выполнять свою педагогическую миссию вопреки бюрократическим циркулярам, подвергались давлению со стороны кулацкой власти, оказываясь жертвами издевательств и уголовных преступлений.
В сюжете демонстрируется практика формирования национального менталитета путем распространения заказной кабацкой и славянской ереси среди малограмотного населения, лишенного возможности полного доступа к настоящему искусству и наследию.. Для чего создавались культы модных поэтов и деятелей, в роли которых выступали харизматичные актеры-чтецы из богемной среды, публично изображавшие талантливых интеллигентных представителей «освобожденных» народов-классов, декламируя написанные смольными институтками стихи с религиозными и гражданскими мотивами.
В образе бравого пролетарского молодца (хозяйского барчука) с тростью-плеткой, волочащегося за молодыми городскими барышнями и распоряжающегося среди холопов, показаны купеческие отпрыски с домостроевским воспитанием, крутым нравом и аристократическим замашками по типу «голохвастых» — с виду благородных (простых), а по сути — мещан (пресмыкающихся). Купившие себе титулы героев и предводителей общества, с которыми все боятся связываться, поэтому жалобы учительницы на домогательства и пьяные выходки посетителей уроков остаются без внимания со стороны начальства, а пытавшийся вступиться за честь женщины или противостоять диким обычаям простой скромный учитель оказался избитым местными выродками, интересующимися только скотскими развлечениями.
В кинопостановке разоблачаются идеологические стереотипы о всеобщем этно-сословном единстве. Историческая суть фильма о реальном самосознании колониальных подданных содержится во многих известных советских киношедеврах о колхозно-провинциальной жизни и казенной системе воспитания и образования.